Cделать стартовой Добавить в избранное

  Поиск

Журнал о часах o'Clock.info. Новинки часового бизнеса, статьи об истории часовых компаний, советы покупателям часов, ответы на вопросы связанные с эксплуатацией и сервисным обслуживанием часов.

  Ключевое слово или фраза:

  Режим:

"AND" "OR"

Новости Часовые марки Библиотека Мастерская Покупателю Бизнес Вернисаж Ссылки

Журнал о часах .info // Бизнес // Технологии продаж //

Торговля часами через Интернет: мифы и рифмы

На пути бурного развития торговли часами через Интернет стоит ряд общих и специфических проблем. О том, что мешает онлайновому часовому бизнесу развиваться, корреспондент ЧБ решил выяснить у Леонида Буланцева, руководителя интернет-магазина Clockshop.ru.

Бурный рост электронной коммерции не может не радовать игроков рынка: по итогам 2003 года, ее объем вырос на 30% по сравнению с 2002-м и составил 150—200 млн долларов (0,2% от общего оборота розничной торговли в России). Особенно заметны успехи интернет-магазинов, торгующих книгами, сувенирами, видео- и аудиопродукцией: оборот магазина Ozon в 2003 году составил $6,21 млн (62% роста по сравнению с 2002 годом). Ежемесячный объем принятых заказов в декабре 2003 — январе 2004 гг. превысил $1 млн. Активными покупателями в Рунете сегодня можно считать 250 тыс. человек, а это 2,7% от общего числа интернет-пользователей России, и база потребителей постоянно растет. Не удивительно, что «всемирная паутина» привлекает предпринимателей из часового бизнеса. В Rambler зарегистрировано порядка 30 магазинов, для которых часы — основной товар.

Причины популярности онлайновых магазинов очевидны: круглосуточный режим работы, проще найти нужный товар, отработана схема доставки и оплаты «наличные деньги — курьер», да и цены в Интернете за счет снижения издержек на аренду складских и торговых помещений, персонал, теоретически, должны быть ниже, чем в офлайне. Но несмотря на все преимущества, есть у электронных торговцев и ряд проблем.

Недотроги оптом и в розницу:
— Развитие российской интернет-торговли в целом тормозит все еще низкий уровень компьютеризации населения, а также медленное развитие платежных систем. Есть ли свои камни преткновения в онлайн-торговле часами?

— Леонид Буланцев (ЛБ): плюс обычной торговли — непосредственное наличие товара. Основная же наша проблема — то, что часы в интернет-магазине невозможно пощупать, подержать в руках, примерить. А ведь часы — это аксессуар, вещь тонкая в прямом и переносном смысле слова. Скажем, книги выбирают по содержанию, фототехнику по параметрам. С часами несколько иначе. Часы должны, прежде всего, нравиться, подходить хозяину, комфортно ощущаться на запястье. Вот и требуют некоторые покупатели привезти им на дом сразу несколько моделей на выбор, чтобы примерить их, сравнить. Для нас это не так просто. Вот, пожалуй, наша главная проблема.

— А сами бы вы купили часы в интернет-магазине?

— ЛБ: если честно, то нет. Однако, как показывает практика, наших покупателей Интернет не пугает. Да, в розничном магазине часы можно потрогать, но при этом не всегда можно рассчитывать на точное описание, а выбор даже в самом большом салоне ограничен. Мы же, как правило, выкладываем подробное описание каждой модели, инструкции, комплектацию и даже отзывы других покупателей. Выбранные часы можно сравнить с другими, удобно расположив претендентов на странице и ощутив таким образом наглядную разницу.

— Швейцарские производители и розничные продавцы не довольны интернет-торговлей, обвиняя ее во всех смертных грехах. Так, на сайте Швейцарской часовой ассоциации висит гневное воззвание к посетителям с просьбой не покупать часы в сети. Что скажете по этому поводу?

— ЛБ: это искусственно культивируемый стереотип, от которого швейцарцы не скоро откажутся. Многие производители поддерживают так называемый региональный уровень цен. В Америке часы должны стоит столько-то, в Европе — цена на ту же модель будет другой, в Японии — третьей... Эта политика идет вразрез с принципом работы интернет-магазинов, товарные предложения которых доступны покупателю из любой части света. Есть еще одно обстоятельство. Как правило, интернет-магазины предлагают дорогие швейцарские брэнды наряду с дешевыми российскими или китайскими часами. А такое соседство, по мнению швейцарцев, вредит имиджу их марок. Простите, но в этом отношении моя позиция достаточно материальна, и я не собираюсь отказываться от прибыли лишь из соображений сохранения виртуального престижа производителя, который заботится о нем исключительно методами запретов. Правда, отчасти их позицию понять можно: через Интернет на рынок легко могут проникнуть как мошенники, так и демпингующие игроки. Я не отрицаю, такие угрозы существуют, но меня удивляет полное отсутствие конструктивизма в их подходе. Уверен, интернет-торговля в состоянии поднять престиж и имидж любого брэнда, если бы не тратила огромное количество энергии на преодоление запретов. Например, сейчас нашему магазину поручено выработать ряд критериев для сертификации интернет-магазинов по достаточно известой японской марке.

— Но с точки зрения розницы демпингуют вообще все интернет-магазины.

— ЛБ: низкая цена — это тот миф, с которым нам постоянно приходится бороться. У пользователя создалось ложное представление, что товар в Интернете должен быть дешевле. Потому что, мол, и расходы на содержание магазина у нас в сотни раз дешевле, и гарантия на проданные через электронные магазины часы не распространяется... А раз так, то даешь Rolex за полцены.

— Опасения швейцарцев можно понять: участились кредитные мошенничества, подделки. Интернет — самостийное пространство, неподдающееся контролю.

— ЛБ: против прогресса не пойдешь. Интернет будет развиваться, и у меня есть уверенность, что во многих сферах будущее именно за онлайн-торговлей. Наши магазины молоды и не очень привычны обычным покупателям, но они живут и процветают, а в дальнейшем наша популярность будет только расти. Что касается мошенничества, то это общая для сетевого пространства проблема. Мошенники и наносят главный удар по престижу нормальных интернет-магазинов. Они привлекают покупателей, предлагая престижные модели по необыкновенно низким ценам. Сводные каталоги товаров из множества виртуальных магазинов весьма популярны, и ведущие поисковые системы Япс1ех или Rambler ориентируют своих пользователей в таких каталогах по ценам. Заинтригованный человек входит в такой магазин и порой даже не обращает внимания на то, что у новоиспеченного «шопа» нет адреса и контакного телефона, страницы кишат орфографическими ошибками, а сам товар не соответствует описанию. Ведь он знает о часах, которые хочет приобрести, почти все, оформляет заказ и... ждет — день, другой... Уверен, не каждый, обжегшись таким образом, решится продублировать заказ в другом Интернет – магазине.
Возможен, правда, и еще один вариант: магазин строится в считанные дни, изобилует выгодными предложениями — выбирай и покупай. Заказ можно оформить моментально, расплатившись с помощью кредитной карты. Клиент вводит номер своей кредитки, никаких часов ему не дают, а деньги утрачены. Хочу заметить, что из 30 существующих в России интернет-магазинов можно назвать не более десятка, реально соответствующих заявленному формату, где представлен широкий ассортимент, есть сервисное сопровождение, гарантии.

— Это грозит перспективам виртуального часового бизнеса?

— ЛБ: разумеется! Более того, существует потенциальная опасность краха часового онлайн-рынка, как это уже случилось с компьютерным рынком, где из-за мошенников и демпинга маржа ничтожно мала. Некоторые безумцы согласны работать и со столь ничтожной наценкой. Но мы как коммерческая структура себе этого позволить не можем.

— Велика ли конкуренция в Интернете?

— ЛБ: конкуренция сейчас сильна: за последний год число магазинов увеличилось втрое. Очень много магазинов, которых я никогда не видел. Сейчас рынок слабо защищен от вливания в него непрофессионалов, случайных людей, которые могут почти безнаказанно демпинговать.

Сложный товар:
— Считается, что интернет-магазину проще раскрутиться, чем обычному: в сети это элементарно, а потому на рекламу можно практически не тратиться. Так ли это?

— ЛБ: абсолютно нет. Реклама достаточно дорогая, и наш рекламный бюджет соизмерим с бюджетами иных обычных часовых салонов.

— Вы рекламируете магазин или брэнды?

— ЛБ: конечно же, магазин. При этом делаем акцент на то, что покупатель, приобретший у нас часы, не будет ущемлен в праве на гарантийный ремонт и прочее. А что касается брэндов, то ассортимент Clockshop.ru состоит из 7 тысяч наименований, и продвигать какой-то один из них нецелесообразно. Огромный ассортимент — наше основное преимущество перед обычным салоном. Правда, иногда столь огромное разнообразие осложняет жизнь.

— Как например?

— ЛБ: наш широкий ассортимент обеспечен путем кооперирования с большим количеством поставщиков. Каждый из них работает по-своему, преследует разные цели, по-разному ликвидирует складские остатки, а поэтому порой представленные на нашей витрине модели временно отсутствуют. То есть клиент вынужден ждать выполнения заказа более обещанных 1—2 дней. Такое редко, но бывает.

— И как вы поступаете в таких ситуациях?

— ЛБ: предлагаем равноценную замену. Подробнейшая параметризация и спецификация товара, существующая в нашем магазине, позволяет с помощью программы автоматического поиска быстро подобрать часы, аналогичные выбранным. И этот тщательный доско-нальнейший оперативный поиск — еще одно преимущество интернет-торговли.

— Ваши покупатели интерактивны?

— ЛБ: конечно же, и мы непременно публикуем отзывы покупателей, так сказать, «приклеиваим» их к часам. Причем как позитивные, так и негативные.

— Существуют ли какие-нибудь программы стимулирования покупателей?

— ЛБ: мы одними из первых ввели дисконтную систему, сейчас она приносит свои плоды. Постоянно стараемся поддерживать все акции, проводимые брэндами в обычных салонах. Так, в феврале с женскими часами Casio шла косметичка. Есть у нас и параллельные проекты. Это прежде всего информационный журнал о мире часов info.ClockSHOP, коллекция постеров и скринсэйверов на часовую тематику и, конечно же, обширная библиотека инструкций к часам.

— Обзавелись ли вы уже лояльными покупателями?

— ЛБ: да, у нас многие клиенты делают повторные покупки, о чем свидетельствует активное использование наших дисконтных карт. Мы выдали не одну сотню этих карт.

— Ну а какова главная причина, которая мешает часовым бизнесменам широко развернуться в Рунете?

— ЛБ: стереотипы. Нам постоянно приходится бороться с искусственно насаждаемыми мифами. Например, что мы торгуем исключительно подделками. «А это не копия?» — это вопрос, на который мне приходится отвечать чаще всего. Отвечаю еще раз: «За 7 лет работы на часовом рынке я лично пока не встречал подделок. А те, кто торгуют копиями, об этом заявляют прямо. Люди, доверяйте профессионалам!».

Материал предоставлен журналом "Часовой Бизнес". Катерина ЧИНАРОВА
28.02.2004

Месяц/Год:

Страница
1 из 1