Cделать стартовой Добавить в избранное

  Поиск

Журнал о часах o'Clock.info. Новинки часового бизнеса, статьи об истории часовых компаний, советы покупателям часов, ответы на вопросы связанные с эксплуатацией и сервисным обслуживанием часов.

  Ключевое слово или фраза:

  Режим:

"AND" "OR"

Новости Часовые марки Библиотека Мастерская Покупателю Бизнес Форум Вернисаж Ссылки

Журнал о часах .info // Новости //

О роли часов в нашей жизни

История часов показывает нам уникальный пример того, как предложенная производителями смена взглядов на роль товара помогает сделать его жизненный цикл практически бесконечным.

Смена ролей

История часов показывает нам уникальный пример того, как предложенная производителями смена взглядов на роль товара помогает сделать его жизненный цикл практически бесконечным. С самого момента своего появления часы как товар имели сложный набор ролей. Изначально они создавались как прибор, способный мерять время. Но оказались инструментом вовсе не науки и техники, а социализации, позволявшим большому количеству людей синхронизировать свои усилия - именно в этом состояла роль башенных часов, которые в средние века появились во многих городах. Часы стали едва ли не первым механизмом, вещью сложной, редкой и дорогой, что автоматически сделало их символом статуса владельца. Сложно переоценить их роль и как украшения – украшения жилища и человека. Эти роли часов менялись на протяжении столетий, позволив выжить им как товару и в наши дни.

«Приборная» роль часов была главной до второй половины ХХ века, хотя развитие часов как товара имело несколько этапов. Первый –примерно до 1920-х - можно назвать этапом разнообразия, когда производители искали способы повысить характеристики часов за счет внедрения новых конструкций. Именно тогда были изобретены практически все используемые сегодня технические решения и усложнения.

Ведущими факторами при выборе часов для покупателя были их характеристики и новизна решений. Но поскольку реальные точностные параметры бытовых часов были весьма посредственными, производители часто переносили конкуренцию в сторону внешнего оформления, декорирования. Именно в те годы были созданы большинство моделей, которые сегодня воспринимаются нами как произведения искусства.

Примерно с 1920-х начался второй – технологический – этап развития. Открытие в 1901-м швейцарским часовщиком Гийомом сплавов, чьи характеристики не зависели от температуры, позволило обеспечить часам недостижимую ранее точность. В 1922 году, через год после вручения Гийому Нобелевской премии, американская компания Ingersoll наладила выпуск часов стоимостью всего $1, что сделало карманные часы доступными не только избранным, а всем слоям населения.

Новые материалы и буквально несколько изобретений сделали бессмысленным использование тысяч предложенных ранее решений, включая сложные варианты спуска, турбийоны и т.д. Часовой мир бросился в гонку технологий, когда из многих подходов и конструкций отбирались и доводились до совершенства лишь несколько наиболее перспективных. И покупатели, и производители включились в гонку за характеристиками и функциональностью: нормой стали автоподзавод, водонепроницаемость, противоударность, а сложные индикаторы в избранных моделях уступили место обычным календарям в массовых часах. Часы стали более утилитарными, приоритет был отдан приборным функциям – на протяжении с 1920-го по 1970-й мы видим гораздо меньше интересных решений во внешнем оформлении часов, чем за предыдущие 50 лет.

К 1960-м традиционные технологии в часовом деле достигли предела: улучшать или совершенствовать что-либо далее было практически невозможно. Любое незначительно повышение точностных характеристик приводило к непропорциональному росту затрат и цены. Для дальнейшего развития был необходим прорыв – каким и стал выпуск в 1969-м японской Seiko первых кварцевых часов. Кварцевые часы были на порядок точнее и надежнее механических, меньше зависели от внешней среды и обладали большей автономностью, что предопределило колоссальное внимание покупателей к новинке.

Однако новая технология чуть не стала началом конца часов как товара. Японцам удалось очень быстро снизить себестоимость производства, и если первые кварцевые часы стоили как хороший автомобиль, то через несколько лет самые простые из них стали дешевле механических. Уже к 1980-м «кварц» практически полностью вытеснил традиционные механические модели. В Швейцарии целая отрасль оказалась на грани исчезновения: из более чем 50 000 работников свои места сохранила лишь десятая часть. Часы обрастали новыми возможностями, одновременно становясь все более узкофункциональным товаром. И все более приближались к судьбе, которая постигла другие товары: ручки, зажигалки и многие другие вещи, превратившиеся сегодня в чисто утилитарный предмет, массовый и дешевый.

К началу 1980-х своего предела достигли и кварцевые часы. Дальнейшее повышение основных характеристик не имело смысла: точность 20 секунд в месяц уже была избыточной для абсолютного большинство покупателей, а появление новых функций оказалось блокированной емкостью батареек. Средний потребитель уже обладал более чем одной моделью часов и не имел стимулов делать новые покупки. Дальнейшая конкуренция грозила перейти чисто в ценовую область. Для изменения ситуации нужен был не просто новый товар, а новый рынок, новый повод покупать. В этот переломный момент каждая из двух ведущих часовых держав – Швейцария и Япония – пошли своим путем.

Ровно 30 лет назад, в 1983-м году, состоялись две знаковые премьеры. Casio представила часы G-Shock – «неубиваемую» кварцевую модель, которая позволяла серьезно расширить границы использования часов, сохраняя при этом концепцию часов как прибора. А швейцарцы выпустили первые Swatch, которые первоначально были восприняты специалистами в штыки. Еще бы: новинка полностью открещивалась от предыдущей вековой истории отрасли, была пластмассовой и до безобразия дешевой. Одновременно с этим основатель SMH Николас Хайек предложил смотреть на механические часы не как на прибор, а как на предмет искусства. В рекламных обращениях появились рассказы о занесенных снегом шале, где долгими зимними вечерами мастера собирали сложные механизмы, о тепле человеческих рук, которое помнят детали, о вековых традиция ремесла.

Такими приемами швейцарские часовщики решали несколько задач. Во-первых, заставляли воспринимать часы как аксессуар, стильную «фишку», игрушку. Благодаря такому подходу и низкой цене у покупателя возникало гораздо больше поводов приобретать часы, формировать целый «часовой гардероб» вместо имевшихся ранее 1-2 моделей. С другой стороны, «механика» оказалась выведена из проигрышной для нее конкуренции с «кварцем», что позволило обосновать более высокие цены на товар и постепенно вернуть интерес к нему. По сути, в 1983-м швейцарские часовщики отказались от взгляда на часы как на прибор времени, и стали пропагандировать другие роли: аксессуар, символ статуса, предмет искусства. Важно отметить, что это изменение не было ответом на запрос рынка. Оно было инициировано производителями, которым пришлось потратить еще немало времени, сил и рекламных бюджетов, прежде чем общество приняло данный подход.

Настойчивость оказалась вознаграждена: в 2001 году стоимость экспортированных из Швейцарии механических часов сравнилась со стоимостью часов кварцевых, а в 2012-м – превысила эту цифру в 3,5 раза. Уже к 2000 году швейцарский часпром практически восстановил прежнюю численность персонала, далеко превзойдя Японию по стоимости экспорта и вернув стране статус ведущей часовой державы.

Предложенный производителями взгляд на часы доказал свою живучесть даже в 2000-е, когда потребитель оброс огромным количеством гаджетов, каждый из которых непременно имел в своем составе часы. Многие тогда заговорили о неизбежной и скорой смерти часов как товара. Однако несмотря на тотальное увлечение мобильными телефонами и прочими устройствами, а также наличие встроенных часов во всей электронной аппаратуре, бизнес часов практически не пострадал: общее количество выпускаемых в мире часов на протяжении многих лет колеблется в районе 1-1.2 млрд штук, а доля людей, носящих наручные часы, практически не меняется и составляет 51-53% населения. Причина этого лежит в том, что ни один из этих приборов не способен заместить часы в других их ролях: украшения, символа статуса.

Более того, одновременно растут как обеспеченность часами, так и их средняя стоимость. Сегодня часовой гардероб среднего человека существенно превосходит те двое часов, что он имел до 1990-х. За период с 2000 года стоимость экспорта швейцарского часпрома выросла вдвое: с 10,6 млрд долларов до 21,4 млрд долларов при практически неизменном количестве экспортируемой продукции.

Предложенную швейцарцами идеологию с радостью подхватили производители из Италии, США, Франции. Большинство компаний из этих стран позиционируют свои часы как элемент стиля, часто связанный с историей знаменитых модных домов. Фэшн часы совершили настоящий рывок в начале 2000-х – одновременно с пиком интереса к мобильным телефонам. То же Casio сегодня позиционирует свою продукцию не как часы, а как goods for fun – «товары для удовольствия». Без рекламы часов в наши дни немыслим не один по настоящему популярный журнал, а выставки часов – такие как проходящая в конце октября в МВЦ «Крокус Экспо» Moscow Watch Expo – собирают тысячи любителей и поклонников этого вроде бы не нужного, но столь привлекательного товара.

Основные страны-производители часов

Объем производства за 2012 год в шт.
Объем производства за 2012 год в $


01.11.2013

Месяц/Год:

Страница
2 из 4

Новости мира часов
Рейтинг@Mail.ru
Подписка на рассылку

Подпишитесь и узнавайте первым:

Новости и события из мира часов
Обзоры и премьеры новинок
Бонусы и скидки от часовых магазинов