За последние пару десятилетий на свет появилось несчетное количество изобретений, перевернувших нашу жизнь. По сути, количество новых приборов и устройств настолько велико, что мы успели пресытиться всеми этими новшествами. Роботы разве только не готовят ужин, зато конструируют машины, пылесосят дома и стригут лужайки. А полет человека на Марс сегодня является скорее экономическим, нежели техническим вопросом. Но представьте себе волнительные мечты людей о будущем в начале 1970-х гг. Человек мог мчаться по дорогам за рулем нового обтекаемого суперкара, бороздить моря на судне с воздушной подушкой, рассекать небо на сверхзвуковом «Конкорде» и летать на Луну на космическом корабле «Аполлон». Все было возможно: человекоподобные роботы, реактивные ранцы, летающие автомобили. В 1970-х казалось, что будущее уже наступило!
Скорость произвела переворот и в мире часов, привнеся в него кварцевые регуляторы. Частота их колебаний была в 10 000 раз выше, чем у их степенных механических «коллег», и они обладали беспрецедентной точностью, надежностью и доступной ценой. Компактные кварцевые механизмы освободили дизайн часов от оков традиции, проложив дорогу футуристическим корпусам и высокотехнологичным светодиодным дисплеям. Неудивительно, что приход кварца вызвал кризис в механической часовой индустрии.
Но несколько смелых (или безрассудных) часовых компаний решили дать отпор кварцу, и в 1972 году одна из них, Amida, попыталась победить электронных узурпаторов на их же территории. Компания представила часы Amida Digitrend, оснащенные механическим калибром и оборудованные футуристическим конусообразным корпусом с вертикально расположенным цифровым светодиодным дисплеем. Amida Digitrend была похожа на авангардные кварцевые часы и в конце концов стала культовой моделью… но так и не успела спасти бренд Amida.
Детство Максимилиана Бюссера протекало в 70-х годах, и каждый день он с трепетом и изумлением открывал для себя окружающий мир. Сверхзвуковые реактивные самолеты, рассекавшие воздушное пространство, и мускулистые автомобили, заполнявшие экраны в многочисленных американских дорожных киноэпопеях, все больше и больше подпитывали воображение мальчика. Выпуск Lamborghini Miura ознаменовал рождение нового вида итальянских суперкаров, которые, казалось, были способны преодолеть звуковой барьер, даже не сдвинувшись с места (творения, навеявшие юному Максу мечты о профессии дизайнера автомобилей). Появление лазеров, транзисторов, микроволновых печей, судов на воздушной подушке и реактивных ранцев заставляло думать, будто разница между научной фантастикой и реальностью – лишь вопрос времени. С приходом кварца часовой дизайн кардинально изменился. Часы больше не выглядели как нечто, что носил ваш дедушка. Это были модели, которые мог бы надеть капитан Кирк на борт звездолета «Энтерпрайз». Horological Machine №5 вдыхает новую жизнь в эти детские мечты. «Представьте, как если бы вы сказали кому-то в 1972 году, что в 2012-м большинство людей будут носить часы с круглыми циферблатами и тремя стрелками. Подобная идея показалась бы еще более безумной, чем мысль о жизни на Марсе!» – говорит Максимилиан Бюссер.
Легко узнаваемый клинообразный корпус часов «On the Road Again» – это дань уважения смелой модели Amida Digitrend. Кроме того, своими формами Horological Machine №5 отсылает нас к приземистым спортивным автомобилям, популярным в те годы. Целью установки жалюзи на эти потрясающие воображение машины была защита от попадания солнечного света и тепла на их практически горизонтальное заднее стекло. Функциональные жалюзи модели HM5 обладают противоположной функцией: они открываются, позволяя свету падать на покрытые люминесцентным составом Super-LumiNova цифры и, таким образом, заряжать энергией часовой и минутный диски. Благодаря особому оптическому эффекту создается впечатление, будто диски расположены вертикально с передней стороны корпуса. На самом же деле они имеют плоскую форму и находятся сверху механизма (под жалюзи). Открытие и закрытие жалюзи, приводимое кнопкой-слайдером, расположенной на боковой части корпуса, влияет на интенсивность подсветки циферблата.
Еще одной особенностью суперкаров служат две большие выхлопные трубы, обычно сопровождающиеся ревом мотора и дымящейся резиной. Трубы модели HM5 служат не для того, чтобы с гулом выводить выхлопные газы, а для того, чтобы сливать воду в случае, если HM5 окажется под водой, подобно знаменитому бондовскому автомобилю Lotus из фильма «Шпион, который меня любил».
Ни одну футуристическую икону 1970-х гг. невозможно представить без реактивного двигателя. В корпус «Часовой машины № 5» эргономично вписана заводная коронка, украшенная традиционным для MB&F мотивом в виде боевого оружия. Кажется, будто эта деталь способна питать Бэтмобиль или ракету, держащую курс на Альфу Центавру, так же легко, как она заряжает энергией модель On the Road Again для полета в будущее. Для сведения к минимуму риска возможных повреждений заводной валик коронки поддерживается и управляется тремя радиальными подшипниками. Благодаря им при перпендикулярном положении к механизму заводную коронку можно лишь выдвинуть и задвинуть обратно.
Устройство часового и минутного индикаторов HM5, представляющих собой пронумерованные вращающиеся диски, весьма незамысловато: накладывающиеся друг на друга диски – часовой и минутный полностью покрывают составом SuperLumiNova, после чего всю светящуюся поверхность маскируют, оставляя нетронутыми лишь крупные 8-миллиметровые цифры. Диски вращаются в одной плоскости с верхней стороны механизма, однако индикаторы времени предстают перед нами вертикально на «панели инструментов» в передней части корпуса. Для достижения данного эффекта компания MB&F обратилась к производителю прецизионного оптического стекла с просьбой разработать отражательную призму из сапфирового стекла, которая бы отклоняла свет от дисков на 90° и обеспечивала 20-кратное увеличение для повышения удобочитаемости показаний. Сапфировая призма имеет клинообразную форму с точно рассчитанными углами, благодаря чему, отражаясь от горизонтальных индикаторов, свет становится вертикальным, а не преломленным (изогнутым). Расположенная спереди выпуклая линза обеспечивает увеличение. Достичь оптической точности при обработке сапфирового кристалла гораздо сложнее, чем при обработке стекла. Создание кристаллов, способных отражать и отклонять свет без малейшего искажения, потребовало проведения тщательных разработок и предельного внимания к деталям в процессе производства. Затемненное сапфировое оптическое стекло с 20-кратным увеличением имеет антибликовое покрытие и сапфировое стекло со стороны задней крышки с двусторонней антибликовой обработкой.
Для того чтобы показатели времени появлялись на «циферблате» в отраженном виде, цифры нанесены на диски зеркально. Переднее стекло затемнено, что дает возможность видеть приближение и удаление показателей, а сами цифры отображаются в ярко-зеленом переливающемся контуре, напоминающем оригинальную модель Digitrend (пытавшуюся походить на кварцевую модель со светодиодным дисплеем) и светящуюся приборную панель суперкара во время ночной езды по скоростной трассе. Благодаря обращенному вперед вертикальному дисплею часы HM5 станут для автомобилиста прекрасным прибором, позволяющим считывать показания, не отрывая руки от руля.
Корпус выполненный из циркония со стальным водостойким внутренним контейнером для механизма имеет размеры: 51,5 мм на 49 мм, 22,5 мм в высоту и состоит 80 компонентов
Как известно, в любом суперкаре самое интересное скрывается под капотом. Так и в «Часовой машине № 5»: при взгляде внутрь модели нас ожидает сюрприз: еще один корпус! Подобно устройству русской матрешки, при снятии внешней оболочки часов перед нами предстает второй корпус. Механизм часов помещен во внутренний контейнер в целях водостойкости. Дело в том, что, помимо света, жалюзи пропускают воду (которая сливается через две выхлопные трубы). Для защиты сложного механизма от влаги и ударов он помещен в собственную капсулу из нержавеющей стали имеющей водостойкость в 30 метров или 3 ATM. Строение внутреннего корпуса схоже с рельефным шасси, к которому крепится кузов автомобиля.
«Мотор» модели HM5 был разработан Жаном-Франсуа Можоном, Венсаном Букаром и их командой из Chronode. На вид простой, на самом деле это сложнейший механизм. Прыгающий час представляет собой устройство, позволяющее устанавливать время любым способом, вращая стрелки как вперед, так и назад. Часовой и минутный диски из минерального стекла поддерживаются плоским широким мостом. Диски, насколько возможно, наложены один на другой, что максимально увеличивает их диаметр и площадь для крупных удобочитаемых цифр. Стоит перевернуть модель HM5, и взгляду предстает механизм с «загадочным» ротором автоматического завода в форме боевого оружия из 22К золота, высокочастотным балансом и необыкновенными мостами ручной отделки, видимый сквозь прозрачное сапфировое стекло и помещенный в водостойкий контейнер.
Зубчатая передачавзята у базового механизма Sowind, запас хода составляет 42 часа, частота колебаний баланса 28 800 пкй/час, 30 рубиновых камней. Всего механизм состоит из 224 компонентов
Ответственный за дизайн новых часов - Эрик Жиру из Eric Giroud Design Studio, техническое и производственное руководство осущетвлял Серж Крикнофф – второе лицо MB&F, научные исследования и опытные разработки в MB&F провел Гийом Тевенен, дополнительный модуль создал Бенджамин Сигну, сборку механизма осущемсвили Дидье Дюма, Жорж Вейзи, Александр Бонне и Бертран Сагоран. Серия HM5 ограничена 66 экземплярами в корпусе из циркония. |