— Вы стали владельцем марки Bovet — одной из старейших и благороднейших
часовых марок в мире. Зачем? Почему? Вы изначально хотели приобрести именно
Bovet или это получилось случайно?
— Доля случая есть во всем. Но я стал владельцем Bovet не случайно.
Моя семья на протяжении уже четырех поколений занимается коллекционированием
предметов старины и часов. С детства знаю, что такое действительно хорошие
вещи и, в частности, — часы. По образованию я юрист, более 20 лет работал в
химической промышленности и, конечно же, продолжал семейную традицию — то есть
собирал часы. Последние 25 лет моей мечтой было как-то участвовать в их создании.
Почему выбор пал на часы Bovet? Потому что Bovet — это яркая история и оригинальнейшая
концепция. Это соединение техники и роскоши. Я рассматривал покупку Bovet как
редкий прекрасный шанс стать частью более чем 300-летней истории часового искусства.
— Сейчас много говорят о кризисе производства товаров роскоши вообще
и дорогих часов в частности. Что вы думаете об этом, и каким вам видится
будущее Bovet?
— Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны сначала определиться
с тем, что есть товары роскоши. Есть товары, которые просто дорого стоят, —
да, у их производителей — кризис. Но есть товары, которые дают людям повод
гордиться обладанием действительно эксклюзивным изделием. Такие вещи всегда
были и будут в цене. Позвольте привести небольшой пример. Мне очень нравятся
хорошие часы и хорошие автомобили. Всем известно, что таких автомобилей, как
Aston Martin, никогда не производится более 5000 штук, а то и вовсе — 1000
или 2000. Они всегда пользуются большим спросом, и люди годами ждут право приобрести
их. Если вы даете человеку высочайшее качество, благородную историю и прекрасный
сервис, вряд ли вас коснется кризис. А потому Bovet кризис не грозит.
— А что, по-вашему, превращает часы Bovet в предмет роскоши?
— Это по-настоящему эксклюзивная вещь высочайшего качества. Она очень
дорогая, потому что на ее изготовление затрачено колоссальное количество высококвалифицированного
труда. Когда я впервые увидел часы Bovet, то просто влюбился в них, несмотря
на то, что моя личная коллекция насчитывала к тому времени около двух сотен
превосходных экземпляров. Я выбрал 10 лет тому назад Bovet, потому что они
действительно роскошны, не просто не похожи на другие, а уникальны. Это часы
высочайшего качества, выпускаемые в ограниченном количестве — не более 2000
штук в год, лучшими мастерами. Достаточно один раз взглянуть на Bovet, чтобы
понять: есть эти часы и все остальные.
— Кто сейчас создает дизайн часов Bovet?
— Главный дизайнер Bovet — я. Я создаю часы для собственного удовольствия
и стараюсь, чтобы люди, обладающие шедеврами Bovet, испытывали счастье. Вот
посмотрите на часы, которые у меня на руке. Это турбийон — уникальная вещь.
Они очень похожи на карманные, но это наручные часы. Платина и мосты механизма
сделаны из 18-каратного белого золота. Все детали обработаны и гравированы
вручную. Эти нюансы очень важны. Ведь человек выбирает какой-то товар, потому
что он ему нравится, отвечает его представлениям о прекрасном, удовлетворяет
его с образовательной и культурной точек зрения, совпадает с мироощущением.
Если ты уважаешь покупателя, то очень важно донести до него, что ваш товар
— не простое вложение денег, но и своеобразное отражение его самого.
— Я слышал, что художник, который расписывает циферблаты ваших часов,
— уникальный специалист даже по швейцарским меркам. Это правда?
— Уникальные мастера, чье искусство базируется на опыте нескольких
семейных поколений, — основа швейцарского часового искусства. Это относится
и к людям, создающим сложные механизмы, и к тем, кто занимается отделкой часов.
Надо признать, что сейчас, к сожалению, остается все меньше и меньше мастеров,
владеющих техникой росписи вручную и знающих секреты миниатюрной росписи по
эмали — визитной карточки Bovet вот уже на протяжении более 180 лет. У нас
есть такие мастера, и первый из них — Андре Мартине. Он — действительно уникальный
мастер. Вряд ли вы найдете в Швейцарии другого человека, способного выполнить
эту работу на столь же высоком уровне. В данный момент мы очень много вкладываем
в обучение этому искусству молодых мастеров с тем, чтобы через какое-то время
и они начали работать на высочайшем уровне.
— А почему вы не участвуете ни в Базельской выставке, ни в Женевском
салоне?
— Мы участвовали в Женевском салоне высокого часового искусства —
SIHH — три года. А потом я задумался, а стоит ли Bovet присутствовать там?
Решил, что нет. Объясню почему. Девяносто процентов компаний, принимающих участие
в таких выставках, — производители массовой продукции. А мы создаем часы не
для масс, а для избранных. У нас иная концепция. Bovet — это, можно сказать,
семейный бизнес: мы установили очень близкие отношения с мастерами, которые
выпускают часы, очень близкие отношения с нашими партнерами — такими, например,
как русская компания Da Vinci. Поэтому нам и не нужно участие в крупных ярмарках.
Последние два года мы проводим презентации в собственном офисе в Женеве, куда
приглашаем друзей и клиентов компании. Наши партнеры чувствуют себя как дома,
и такие встречи дают нам гораздо большую отдачу.
— Часы — для вас это уже бизнес или все еще хобби? А если бизнес,
то насколько успешный?
— Как уже говорилось, я приобрел Bovet исключительно из страсти к
эксклюзивным часам. Пять лет тому назад объемы производства Bovet были невелики
— примерно 300 часов в год. Оценив ситуацию и потенциальную потребность в таких
часах, я понял, что могу увеличить объем производства как минимум втрое. Ныне
борюсь с большим соблазном: с одной стороны, не хочу производить более 2000
часов, а с другой — количество желающих обладать часами Bovet с каждым годом
увеличивается. Конечно же, Bovet для меня — прежде всего бизнес. Но не в общепринятом
смысле этого слова (мне не нужно быстро заработать кучу денег), моя цель —
построить престижную солидную долговечную компанию, которую я смогу передать
своим детям. Поэтому всю прибыль я реинвестирую и буду реинвестировать в течение
следующих 15 лет в развитие производства. Хочу создать фабрику в местечке,
где когда-то появился на свет Bovet...
— Выходит, что Bovet для вас — вполне нормальный бизнес, а вы дальновидный
бизнесмен,
— Может быть. Хотя, если честно, то я и сам до сих пор не определился.
Не могу и не хочу называть предмет своей страсти обычным бизнесом. Для меня
занятие любимым Bovet — наслаждение.
— Приобретя Bovet, вы осуществили свою давнюю мечту. Мечтаете ли
вы теперь о чем-нибудь еще?
— Есть ли у меня другие мечты? Есть, но они не связаны с Bovet, который,
думаю, останется моей главной страстью еще на протяжении ближайших 50 лет.
Мечтаю дать детям прекрасное образование... Мечтаю, чтобы моя семья была счастлива.
— А ваши дети тоже любят часы?
— У меня две дочери. Старшей 12 лет, младшей 3 года, и в данный момент
мы с женой ожидаем рождение сына. Старшая дочь любит часы, так же как я увлекается
историей и всем, что с ней связано. Она очень много читает. Сейчас у нее экзамены,
и она не смогла приехать в Санкт-Петербург со мной, хотя так мечтала об этом.
Ведь обычно я беру ее с собой в деловые поездки по Америке или Азии. Сегодня
утром я звонил домой, и она попросила меня увидеть в Санкт-Петербурге как можно
больше и хорошо все запомнить, чтобы потом рассказать ей. Она много читала
о вашей Северной столице, знает, что за красоту ее называют второй Венецией.
И еще она попросила остановить свои часы и вообще забыть о них на некоторое
время, чтобы в полной мере насладиться красотой этого города. Так что я могу
назвать себя вполне счастливым отцом.
— Что ж, наш журнал желает вам личного счастья и успехов в бизнесе!
— Спасибо. Я хотел бы отметить одну вещь, которая, на мой взгляд,
очень важна. Я живу в Швейцарии и не очень хорошо знаю Россию. Я хотел бы поблагодарить
фирму Da Vinci и господина Кузнецова. Когда создаешь эксклюзивную продукцию
высочайшего качества, обязательно нужен партнер, который разделяет твои принципы,
с большим уважением относится к покупателю, который способен преподнести часы
соответствующим образом. Деньги в бизнесе решают далеко не все, не менее важны
честность и прозрачность. У нас с Da Vinci общий дух, общие принципы обслуживания
покупателей, основанные на честности и уважении.
Беседовал Вячеслав МЕДВЕДЕВ 07.05.2004
|